Воскресенье, 13.10.2024
Сайт МБОУ "СОШ №4" г.Черногорска
Год педагога
Меню сайта
НП "Образование"
Госуслуги
Независимая оценка
Интернет-портал
Уполномоченный по
Кванториум
Госуслуги
Гармония
Альтаир
Опрос родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Международное исследование качества образования PISA в 2022 году

Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.

Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022».

Суть исследования и его организаторы


PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.

Объектами анализа мероприятий в рамках PISA являются подростки пятнадцати лет, которые недавно получили среднее школьное образование – уже не дети, но еще не взрослые.

Оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской.

Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.

Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:

  1. Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.
  2. Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.
  3. Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.
  4. Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.

Организатор мероприятия – Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.

Что оценивается?


В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:

  1. Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
  2. Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
  3. Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.

Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.

Особенности проведения PISA в 2022 году

Исследование PISA проводится раз в три года, но пандемия все испортила, и мероприятие, которые были запланированы на 2021 год, было перенесено на следующий.

Как было сказано ранее, в рамках цикла рассматриваются три направления: чтение, математика и естественные науки; одно из них берется в качестве основного. Помимо них каждый раз добавляется четвертый предмет тестирования.

 

Проверка включает в себя:

  • тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа;
  • анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
  • анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.

Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.

Основное направление исследования цикла Pisa-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично.

Фокус исследования PISA 2021-2022 в первую очередь – это математические рассуждения. Под ним подразумевается правильная оценка и интерпретация, рациональное применение и грамотная формулировка полученной информации. При этом необходимо, чтобы испытуемый мог уметь использовать навыки в четырех сферах жизни: личной, научной, профессиональной и общественной.

Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки, в частности, информационные и коммуникативные технологии. В соответствии концепцией интеграции ИКТ в исследование PISA-2022 предполагается, что ученик должен быть креативным, инициативным, мыслил критически, умел пользоваться информацией и коммуникацией.

Предлагаемые задания и результаты выполнения


Тестовые задания бывают двух типов:

  1. Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
  2. Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.

Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.

Посмотреть или даже порешать пробные задания всегда можно – они находятся на официальном сайте ФИОКО. Результаты проведенного тестирования любого направления становятся доступны не раньше, чем через год – а если быть точнее, то в конце года. К примеру, итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023-го.

Итоги проверки, говорящей о качестве знаний подростков по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница – порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны продемонстрировать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.

Подготовительные мероприятия к проведению PISA-2022


Для того, чтобы сдать основной этап проверки, участники должны хорошо подготовиться – и организаторы идут к ним навстречу. Международное исследование PISA в ходе подготовки к новому этапу 2021-2022 гг. дает много вариантов – так, весной 2020-го на официальном сайте были выложены пробные задания.

Осенью 2020-го основатели государственного проекта «Современная школа» планировали запустить предварительное российское исследование наподобие PISA, соблюдая все его стандарты, в котором должны были принять участие более 1400 школ со всех регионах страны. Пандемия помешала планам, но все впереди!

Разработчики этого мероприятия собираются работать с большим материалом анализа, что в итоге даст возможность составить список замечаний и рекомендаций, которые пригодятся не только в рамках PISA, но и в последующей работе ведомств и министерств.

Вовсю проходят и мероприятия мирового масштаба к подготовке международного тестирования. Так, по информации Роспотребнадзора, уже проводились встречи организаторов из разных государств – в том числе и из России. В анализе PISA-2022 покажут свои навыки и умения школьники 88 стран.

А в качестве самостоятельной подготовки достаточно просто посмотреть и прорешать прошлогодние тестовые задания, что даст возможность освежить свои знания и узнать, в чем суть проведения изучения на готовых примерах.

Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь, проводя подобные во всем мире, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться. Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022.pdf

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz